Сразу скажу, что данный текст, как следует из названия, полон дум и размышлений автора. Вперемешку с его субъективными взглядами и мнением, поэтому будьте к этому заранее готовы, если планируете читать дальше. На написание данной статьи меня натолкнули постоянные размышления о том, чем заняться и во что поиграть, когда в гости приходит друг. Я сразу скажу, что игры - не единственный способ времяпрепровождения известный нам, мы часто просто разговариваем об интересных вещах, иногда новостях, что у кого случилось, но иногда охота и поиграть, особенно, когда есть во что. Плюс все вышеперечисленное очень удобно совмещать с игрой.
Раньше трава была зеленее.
Как говорится, все познается в сравнении. Данных мыслей никогда бы не возникло, если бы не было возможности сравнить с тем, как обстояли дела во времена приставок. А собственно как они обстояли? Вспомним сколько игр было на приставках, с возможностью кооперативного прохождения. Примерно. Что первое в голову придет.
Contra, Super Contra, Contra Force (Super Contra 6), Chip and Dale, Chip and Dale 2, Ninja Turtles 2, Ninja Turtles 3, Jacka, Double Dragons, Battletoads, Battletoads and Double Dragonsl... это только из самых известных и только на Dendy (8-ми битные приставки).
Размышлизмы о кооперативе. Размышлизмы о кооперативе.
|
|
А сколько было игр, которые широким массам, возможно, не были известны, но тем не менее тоже хорошо зажигали :
Kage, Revolution Heroes, Silk Worm... А так же серия игр про Kunio Kun’a - просто шедевр китайского геймдева (их так же можно найти по названию серии Nekketsu). А в этой серии есть и футбол и хоккей и пятиборье (все без правил) и beat’em up два на два. И все с кооперативным прохождением на двоих.
Размышлизмы о кооперативе. Размышлизмы о кооперативе.
|
Игры про Kunio были самыми веселыми и ржачными. |
Добавим сюда приставку Sega и получим еще много разных и классных игр:
Golden Axe 3, Streets of rage 1-3 и.т.д. Мега игра для Sega -
Rock’n’Roll Racing - тоже с прохождением на двоих. Не скажу, что оно кооперативное =) но проходить сюжет вдвоем там можно и очень интересно. А еще
Road Rash 2, Road Rash 3. Да всего и не упомнишь. Причем, если вы человек знающий то обратите внимание, что в списке есть фактически все. Я имею в виду жанры и типы игр. Конечно, преобладали тогда всякие платформеры и аркадные бегалки и пострелушки, а так же beat’em up. Но были гонки, как отвязные типа
Rock’n’Roll Racing и
Road Rash, так и вполне спортивные
Ayrton Senna Monaco GP (именно первая, а не вторая часть).
Размышлизмы о кооперативе. Размышлизмы о кооперативе.
|
Rock'n'Roll Racing, что тут еще скажешь - шедевр. |
Был даже баскетбол, позволяющий играть полный сезон НБА (82 игры) за выбранные команды. Поскольку сохранений тогда не было (Dendy) то мы, когда играли сезон с другом просто не выключали приставку. К слову был так же и FPS на Sega с коопертивным прохождением
Revolution X правда получился он очень слабым, поэтому его в принципе можно не учитывать. Для нас в те времена проблема была одна : как достать эти игры. Поскольку в 90-ых годах притаранить в Анадырь игры с большого света было совсем не просто. Их, к слову, и сейчас не просто там добыть, но все же не так как раньше.
Наше время
Нет, я не буду писать, что сейчас все плохо и ужасно. Что раньше было в сто раз лучше, а теперь "уже не торт". Нет. Не скажу, что сейчас хуже, просто сейчас уже не так. По-другому.
Мультиплеер вместо split screen'а.
Первое, на что я обращаю внимание - это то, что кооператив все чаще становится мультиплеерным. Чтобы поиграть вдвоем нужно играть с разных компьютеров (приставок). Из последнего к таким играм относятся :
Battlefield 3 и
Space Marine. В первом случае возможность кооперативного прохождения была сразу, но только по мультиплееру. Во второй игре кооператив (правда не сюжетный) добавили-таки в дополнении, но опять же без поддержки Split Screen'а. Со своей колокольни я могу разглядеть несколько причин для этого.
Размышлизмы о кооперативе. Размышлизмы о кооперативе.
|
Splinter Cell:Conviction. Прекрасный пример кооперативной игры. |
УправлениеОдна из них - управление. Относится целиком к PC играм и версиям игр для PC. Одна мышка, одна клавиатура - делить на двоих не удобно. Однако, сейчас совсем не проблема купить джойстик. А (сейчас скажу страшное) на джойстике можно вполне сносно играть даже в FPS и TPS. Только не нужно мне говорить про то, что на джойстике вы не уделаете тех, кто играет на клавиатуре и мышке. Я повторюсь, речь про кооператив. А валить ботов можно прекрасно и с джойстика. Про разные аркады, beat'em up, спортивные симуляторы и слэшеры я вообще молчу. Там джойстик если не настолько же, он может быть, даже удобнее ПК-шного управления.
Техническая частьСледующий момент - реализация split screen требует какого-то невероятного усилия и затрат. Однако, мне в это с трудом верится. Вряд ли возможность играть на одной приставке реализуется тяжелее чем игра по сети. Ведь при этом не нужно следит за соединением и синхронизацией, обрабатывать разрыв соединения и.т.д. Сюжет, механика, взаимодействие все для кооператива придумано и реализовано. Но с возможностью игры по сети. Добавить поддержку split screen при таком раскладе, не так проблематично.
ДеньгиТретья причина. Самая банальная, она же самая вероятная - деньги. Если два друга хотят пройти кампанию в кооперативе то при наличии функции split screen они купят одну копию. А если нет, то для игры нужно покупать две копии. Правда при этом теряется возможность играть вместе, сидя за одним компом или приставкой. Потом сделать перерыв, пойти попить чаю и продолжить. Но это уже вопрос следующего пункта.
Социальный факторИ последний момент. Он же самый, возможно, надуманный и глупый. Как кому-то покажется. Я не психолог и социологических опросов и исследований не проводил, поэтому этот пункт - чистое предположение и догадка. Возможно, функции разделенного экрана не уделяется соответствующее внимания просто потому, что в странах где производятся игры они особо не нужны. Попробую пояснить. Возможно, в Европе или США не принято ходить в гости для того, чтобы поиграть в игры. Ну они, конечно, ходят в гости, бухают, смотрят телек и так далее. Но если играют в игры, то это игры для компании людей. Просто поразвлечься, как один из вариантов. А если люди захотят поиграть более нацеленно, проходить кампанию, или выбить достижения и тому подобное, то они предпочитают договориться о времени, заготовить дома колы и пиццу и, настроив наушники с микрофоном, играть и общаться не выходя из дома.
Отсутствие кооператива вообще.
Ну, тут все ясно. Я понимаю, что вообще чисто субъективный фактор, но я предупреждал, что моего личного мнения будет много. Есть достаточно много игр в которых кооперативное прохождение, на мой взгляд пришлось бы очень кстати. Я прекрасно понимаю, что возможность добавить второго игрока - это затраты времени на сюжет. Отлаживание кампании не только в режиме одного игрока, но и двоих и прочие проблемы. Однако, как сильно кооператив может улучшить даже среднюю игру. Взять хотя бы Army of Two. Сама по себе игра очень посредственная. Неплохая стрелялка, но именно кооператив всегда являлся главной фишкой игры. Да, во второй части еще появился классный редактор оружия, позволяющий играть в лего с пушками. Однако, если бы не возможность играть с товарищем игра, скорее всего, просто прошла бы мимо. Или взять Dante's Inferno. В игре добавили кооператив, но для отдельных схваток - арен. А не кампании. А ведь не сложно было воткнуть в сюжет какого-нибудь друга-крестоносца для Данте. Пусть он никак не отражался в роликах, кат сценах и прочих моментах. Пусть бы он был идентичен по приемам и абилкам с главным героем, но была бы возможность играть вдвоем, а это в два раз интереснее. Сама по себе игра очень средняя, если не сказать больше, а так был бы фактически единственный слэшер с кооперативом, может и играть стало бы веселее. Если с фантазией тяжко или средства поджимают, то в шутерах можно поступить как в играх Halo: Reach, Halo: ODST. Там вообще все игроки (а их может быть до четырех) играют как будто за одного и того же персонажа.
Размышлизмы о кооперативе. Размышлизмы о кооперативе.
|
Gears of war хороша тем, что там split screen релизован во всех режимах. |
Заключение.
Ну и вывод из всего выше сказанного. Мои, так сказать, мысли по этому поводу. Ну, про то, что игр с возможностью кооперативного прохождения сейчас выходит не так много и хорошо, если бы их стало больше я уже написал. Буквально в предыдущем абзаце. Для Xbox 360 (моя основная игровая платформа) есть хорошие кооперативные игры. Да. Но их могло быть гораздо больше. Ведь очень часто не нужно даже ничего придумывать. Например последняя аркадная игра Renegate Ops. Фактически дендевский Jackal слегка причесанный и обновленный. Плюс некоторые жанры совсем "выпали" из кооперативной игры - это слэшеры и beat'em up. Возможно, среди аркадных игр для консолей есть хорошие продукты данных жанров. Но их там еще нужно отыскать. Помимо этого аркады все же уступают качеством, ввиду совсем другого бюджета и значительно короче обычных игр. И что в остатке? Только Marvel : Ultimate Alliance 1,2 и все?
Хотя, возможно, "недостаток" игр с кооперативом вызван тем, что нынче в них стало меньше хардкорности. Раньше, чтобы пройти тех же черепашек нужно было и времени больше и усилий. Не каждый был способен на это. А тот же Halo : Reach, Gears of war 3 мы с другом пробегали за один подход. Вследствие чего современных игр хватает не на долго.
Размышлизмы о кооперативе. Размышлизмы о кооперативе.
|
Renegate Ops. Удачно позаимствовала концепцию Jackal. |
Второй момент - тоже уже упоминался. Перенос кооператива исключительно в мультиплеерную плоскость. Здесь кроется довольно много последствий и все они негативные. Самый главный - вы зависите от других людей. То есть вы не можете поиграть в кооператив, если в эту игру уже никто не играет. Классический пример - тот же Dante's Inferno. Второй момент - вам придется играть с малознакомыми (или незнакомыми вообще) людьми. Общаться и заводить дружбу с ними через сеть, посредством игры. И тут есть еще одна деталь (опять же, возможно, бредовая). Человек, которому нравятся игры все меньше "совмещает" их с реальной жизнью. То есть мультиплеер как бы вынуждает его искать напарников для развлечения в сети, лишая его возможности разделить это время с другом. Да, если они настоящие друзья, то на игру друг-друга не променяют. Дело в другом. Если человеку нравится игра он все равно уделит ей время. Будет еду с игрой совмещать или спать позже ляжет, не важно. А ведь будь в ней split screen, она могла бы стать хорошим социальным фактором, добавляющим возможность совместного времяпрепровождения. А так же служила не причиной вынужденного поиска новых друзей в сети, а хорошим подспорьем для визита к другу или знакомому в реальности. А так же перехода от виртуального знакомства к реальному. То есть познакомились вы в Xbox live, например, оказалось оба с одного города. Сыграли по сети пару раз, пообщались вроде нормально ладите. Часто на этом дружба заканчивается и дальше не идет. А тут вроде, как можно пригласить в гости, так встретится и заняться будет чем, хотя бы для начала. В конце концов, что бы не говорили, играть с живым товарищем, сидящим рядом все же приятнее, чем с непонятно кем через микрофон.
Размышлизмы о кооперативе. Размышлизмы о кооперативе.
|
В былые времена, даже такое разделение экрана не мешало безграничному геймплею и драйву этой игры. |
Еще одно следствие переноса кооператива в мультиплеер - это то, что многие игры просто "отпадают". То есть покупать два диска с игрой только для того чтобы поиграть в кооператив (когда есть теоретическая возможность поиграть на одной приставке) - на мой взгляд, большая роскошь. Для меня это примерно то же самое, что продавать шахматы с доской (шахматной) и только одним комплектом фигурок. А чтобы поиграть вдвоем, другу нужно купить такой же набор вместе с доской. Тогда вы сможете на одном из полей сыграть. А вторая шахматная доска - это как раз то "лишнее", за что вы платите, если покупаете диск только для кооператива (сингл, мультиплеер). Возможно, сравнение не совсем удачное самое, пожалуй близкое.
Самое парадоксальное в этом то, что раньше, несмотря на гораздо меньшие технические возможности, а так же разнообразия разных вариаций чаще всего не самых качественных восьмибитных приставок, разработчики упорно выпускали и добавляли кооператив по возможности во все игры и использовали все что можно и что нельзя, например, кнопку Select и Start - на многих приставках Select и Start на втором джойстике просто отсутствовал, тем не менее, сыграть без него в Contra Force или Battle toads and Double Dragons было фактически невозможно. Сейчас же, когда техника шагнула далеко вперед, когда можно не бояться, что на новом Xbox-е не окажется половины нужных кнопок, когда в любом магазине можно купить руль или джойстик для PC, чтобы не делить клавиатуру пополам, когда размеры мониторов и, тем более, телевизоров выросли так, что даже при split screen твоя часть экрана будет равна целому телевизору в детстве, разработчики почему-то не используют это для добавления кооперативной игры, перенося его в мультиплеерную плоскость или вообще не включая в игру или отдавая предпочтение режиму мультиплеерных PvP матчей и баталий. И это очень грустно.